Logotype

История

Идея эвдемонизма зародилась ещё в древней Греции. Так Эпикур прямо называл высшей целью человеческой жизни — счастье. Однако в отличие от перфекционного эвдемонизма, Эпикур не довёл представление о счастье до наивысшего предела. По мнению Эпикура, счастье должно было наступить благодаря безмятежному спокойствию и безвидной жизни, что с современной точки зрения больше похоже на пофигизм. Эпикур ничего не говорил о физическом бессмертии и довольствовался тем счастьем, которое он мог получить без особых усилий. Очевидно, концепция счастья Эпикура была обусловлена рабовладельческим строем, в котором жил Эпикур. Рабство, как система общественного устройства, не позволило Эпикуру развить своё учение до современного варианта — перфекционного эвдемонизма.

Другой представитель эвдемонизма — Фейербах — правильно указал на счастье, как высший принцип человеческой жизни. Однако Фейрбах ограничил возможности ощущения счастья пятью органами чувств. Фейербах ошибочно полагал, что религия создаёт воображаемое счастье для тех, кто не способен его испытать на самом деле. Такое понимание религии можно объяснить невежеством Фейрбаха в вопросах духовной практики: ему было ничего не известно о трансперсональных состояниях, которые уже при жизни испытывают адепты всех религий, достигшие состояния святости. Реальность трансперсональных состояний была доказана Станиславом Грофом.

Другие представители классического эвдемонизма: Аристотель, Сенека, Фома Аквинский, Вольтер, Гольбах, Дидро, Монтель, Спиноза. Некоторые исследователи считают, что Достоевский был скрытым эвдемонистом.

Среди классических перфекционистов можно назвать Лейбница, Шефтсбери, Кондорсе, Вольфа, Канта, Паули.

Идея перфекционизма заключается в доведении результата до совершенства.

Дмитрий Никитин синтезировал оба философских течения, создав перфекционный эвдемонизм — учение о достижении предельно совершенного счастья.




Понравилась статья? Поделись с друзьями!